ТСИСА : 6.Системное описание организации. Системный подход в управлении текущей деятельностью организации

Хозяйство – системный объект – организационная система. Все элементы хозяйства закономерно связаны между собой. В нем возникаю эмерджентные свойства, проявляющиеся, в первую очередь, в действии различных экономических законов.
Элементы хозяйства – предприятия, учреждения. Они рассматриваются как системы особого класса.
Каждая хозяйственная система выполняет свою основную функцию, которая является инвариантной социально-экономическим формам поведения хозяйства.
Исходя из функций,  хозяйство можно определить как систему, в которой ресурсы и знания преобразуются в удовлетворенные общественные потребности.
В настоящее время хозяйство обычно рассматривается:

  1. Как производственно-технологическая система, элементы которой – сырье и средства его переработки – объединены заданной технологией.
  2. Как кибернетическая система
  3. Как совокупность процессов функционирования стоимости, где элементы, например, основной и оборотный капитал.

Системное описание организации.

Организация – учреждение, объединение, совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры. 
Богданов А.А. считал организацию сущностью живой и неживой природы  и любую деятельность сводил к организационной. Он предложил трехрядную организационную схему:

  • Организация вещей – техника
  • Организация людей – экономика
  • Организация идей – идеология

Для того, чтобы реализовать на практике принципы системного подхода необходимо иметь представление об организации, как о системе. Для этого выполняется ее системное описание в следующих направлениях:

  1. Определяются ценности, выраженные в каких-либо символах, полученные из взаимодействия с социально-экономической средой и являющиеся общим руководством к выбору альтернатив.
  2. Постановка целей – формулировки, адекватные ценностям, приспособленные к характеру решаемых проблем и осуществляемых действий. Они должны быть оценены, чтобы можно было определить конкретно достижение цели.
  3. Разработать политику поведения организации. Общие руководящие указания поведения членов организации в определенных целях.
  4. Принятие решений – выбор, осуществленный субъектом или элементами субъекта по уровням иерархии наиболее эффективных альтернатив достижения целей в рамках установленной политики.

Следующий шаг системного описания организации – более детальное представление различных сторон деятельности и состава объекта.

  1. Воздействие  и отношение окружающей среды
  2. Организация непосредственно производственно-хозяйственной деятельности
  3. Технология, понимаемая в широком смысле как вся совокупность способов выполнения различных направлений деятельности.
  4. Система управления, включающая иерархию распределения власти, принятия решений, систему коммуникаций, стиль и компетентность работников.
  5. Кадры, структуры, формы мотивации и т.д.

Системный подход в управлении текущей деятельностью организации

Как система предприятие состоит из объекта управления (производственная подсистема) и субъекта управления (управляющая).

  1. Техническая подсистема включает материально-техническую базу производства (здания, сооружения, эксплуатация и ремонт предприятия).
  2. Технологическая (вся технология)
  3. Подсистема организации производства. Обеспечивает рациональное использование ресурсов за счет упорядоченности, пропорциональности производственных ресурсов.
  4. Экономическая. Включает нормирование и учет ресурсов формы оплаты и поощрения сотрудников, внешние и внутрипроизводственные экономические взаимодействия, направленные на повышение прибыли и рентабельности.
  5. Социальная. Обеспечивает содержание необходимых условий труда, соблюдение правил и норм охраны труда, противопожарную безопасность и коммунально-бытовое обслуживание.
  6. ФУП (функционально-управляющие), которые управляют соответствующими подсистемами объекта.
    1. ФУП технической подсистемы
    2. ФУП технологической подсистемы
    3. ФУП организационной подсистемы
    4. ФУП экономической подсистемы
    5. ФУП социальной подсистемы
  7. Подсистема принятия решений производит генерацию возможных альтернатив решений, их оценку и выбор лучшей альтернативы.
  8. Информационная подсистема.

Системный подход в организации

В анализе и контроле выполненных задач и функций, которые делятся на 4 блока:

  • Обеспечение жизнедеятельности организации
     Обеспечение ресурсами, оборотным капиталом, состояние ликвидности товаров, поддержка нормального хода производства, платежеспособность, конкурентоспособность, состояние и контроль качества и т.д.
  • Профилактика сфер производственно-хозяйственной деятельности
     Состояние законов, дублирование поставщиков и потребителей, создание оптимальных заделов между системными движениями технологической цепочки, профилактика состояния основных фондов и планирование ремонтных работ и т.д.
  • Диагностика состояния производственно-хозяйственной деятельности
     Диагностика состояния производственно-хозяйственной деятельности – текущее состояние запасов, учет в реальном режиме времени текущего состояния финансов, соблюдение платежной и финансовой дисциплины, оперативный учет качества продукции, учет текущих кадров, бухгалтерский учет, материальная инвентаризация и т.д.
  • Анализ, регулирование и реорганизация
     Анализ конъюнктуры рынка, объема продаж, конкурентов, анализ финансовых поступлений и платежей, совершенствование производственной и организационной структуры, анализ причин текучести кадров, рационализация, модернизация, техническое перевооружение и реорганизация.

 

© gos2012asu

Бесплатный хостинг uCoz