ТСИСА : 11.Качественные методы оценивания систем
Выделяют четыре этапа оценивания сложных систем.
Этап 1. Определение цели оценивания. В сист. анализе выделяют 2 типа целей: качественный и количественный.
Этап 2. Измерение свойств систем (производится с пом. шкал).
Этап 3. Обоснование предпочтений критериев качества и критериев эффективности функционирования систем на основе измеренных на выбранных шкалах свойств.
Этап 4. Собственно оценивание. Все исследуемые системы, рассматриваемые как альтернативы, сравниваются по сформулированным критериям и в зависимости от целей оценивания ранжируются, выбираются, оптимизируются и т.д.
Качественная (или категориальная) шкала - это шкала, для для измерения значений качественных переменных. К качественным шкалам относят номинативную шкалу и порядковую шкалу.
Номинативная шкала. Шкала наименований – это дискретная шкала, которая является инструментом для измерения значений номинативной переменной. Номинативная переменная не имеет количественной меры, то есть количественных пределов существования в данном качестве. Она используется для обозначения номинативного показателя. Номинативный показатель - является простейшим средством передачи информации об изучаемой характеристике объекта исследования.
Порядковая шкала - это шкала для измерения значений порядковой переменной. Порядковая переменная не имеет определенной количественной меры, то есть определенных количественных пределов существования в данном качестве.
Кач-ные методы использ-ся на начальных этапах м-ния, если реальная си-ма не м.б. выражена в колич-х хар-ках, отсутствуют описания закономерностей си-м в виде аналитических зависимостей. В результате такого моделирования разрабатывается концептуальная модель си-мы.
К основным методам качественного оценивания си-м относят:(метод мозговой атаки (коллективной генерации идей); метод сценариев; метод «Дельфи»; экспертных оценок; метод дерева целей)
Метод мозговой атаки(«коллективная генерация идей» (КГИ))
Получил широкое распростр-е. Это метод тренировки мышления, нацеленный на открытие новых идей. Участников сессий КГИ заранее или перед началом сессии знакомят с обсуждаемой проблемой в письменной или устной форме.
Сущ-ть метода:
предоставление каждому участнику группы права высказывать самые различные идеи по поводу вариантов реш-я проблемы вне завис-ти от их обоснованности, осуществимости и даже логичности. Приветствуются любые идеи, не допускается критика в процессе высказываний. Анализ всех предложений пр-ся централизованно после завершения процесса заслушивания вариантов на основе сделанных записей.
В результате формир-ся список, в кот. все представленные предложения стр-рир-ся по опр-м параметрам-ограничениям, а т.ж. по их результативности, т. е. по ожидаемой степени достижения поставленной цели.
Метод сценариев
Первоначально - подготовка текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты реш-я проблемы, упорядоченные по врем.
Сейчас сценарием стали называть любой док-т, содержащий анализ рассматр-мой проблемы или предложения по ее реш-ю независимо от того, в какой форме он представлен.
Эксперты, работающие над сценарием, им. право получать любую инф-ю от орг-ций.
Метод дерева целей
Подразумевает использ-ние иерарх-кой-стр-ры, полученной путем разделения общей цели на подцели, а их, на более детальные составляющие. Этот термин используется для стр-р, имеющих отношение строгого порядка, но метод дерева целей используется иногда и применительно к «слабым» иерархиям, в кот-х 1 и та же вершина нижележащего уровня м.б. подчинена 2ум или неск-ким вершинам вышележащего.
Метод «Дельфи»
Чаще всего используется в тех случаях, когда сбор группы невозможен (напр, если в состав участников решения проблемы включены специалисты из различных филиалов и подразделений организации, географически отдаленные друг от друга и от центрального аппарата управления). В соответствии с этой методикой членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнениями по поводу решаемой проблемы.
Последовательность работы:
- Ответы на перечень вопросов по рассматриваемой проблеме членами группы (независимо и анонимно)
- Сбор результатов и составление интегрального документа.
- Получение копии этого док-та каждым членом группы, ознакомление и корректировка.
- Повторяется столько раз, сколько необходимо для достижения согласованного мнения.
Отказ от коллективных обсуждений делается для уменьшения влияния психологических факторов:
- присоединение к мнению наиболее авторитетного специалиста
- нежелание отказаться от публично выраженного мнения
- следование за мнением большинства.
Недостатки:
1) большой расход времени на проведение экспертизы;
2) пересмотр экспертом своих оценок вызывает у него негативную реакцию, что м. сказаться на результатах экспертизы.