ИМ : 2.Методологии управления информационными технологиями: Cobit, ITIL
Для чего нужны методологии управления ИТ?
В международной практике считается необходимым использовать в процессе организации управления ИТ какую-либо методологию управления, кот содержит:
- Структуру организации управления.
- Основные цели и задачи.
- Функциональные блоки и подходы к организации работы по ним.
- Количественные метрики и показатели для оценки результатов и си приоритетов в организации работы.
- Описание правильных подходов и практических примеров.
Два источника таких методологий
- общепринятые методологии и стандарты, кот используются большим количеством организаций;
- собственная внутренняя методология, разработанная в крупной организации
Преимущества широко используемых методологий:
- проверенные подходы и решения;
- гарантированное достижение высоких результатов;
- соответствие международным нормам и стандартам;
- положительный маркетинговый и рыночный эффект (это повышение стоимости компании и стоимости акций). Наиболее известные методологии и стандарты в области ИТ: 1.COBIT-управление, контроль и аудит всех аспектов ИТ. 2.ITIL, ITSM-управление обслуживанием ИС.
Методология управления ИТ: COBIT
COBIT (по ней работают 57 стран, > 22000 пользователей) — методология управления и контроля, аудита ИС разработана международной ассоциацией аудита и контроля за ИС (организация ISACA). Данная методология является базовой в компаниях Palmolive и др.
Отличительные черты:
- Основана на общепринятых принципах и правилах управления информацией и ИТ. 2.Позволяет правильно провести аудит ИС, а также организовать контроль управления над ними.
- Охватывает все циклы операций в области ИТ.
- Содержит примеры лучших практик организации ИТ и управления рисками.
- Нацелена на менеджмент организации и решения задач бизнеса.
- Является инструментом совершенствования корпоративного управления бизнес-реинжиниринга.
Согласно данной методологии все направления ИТ-менеджмента подразделяются на 4 основные блока, кот делятся на 34 ИТ-процесса:
- Планирование и организация: 1)ПО1-разработка стратегического плана; 2)ПО2-построение инф.архитектуры; 3)ПО3 построение технологической модели; 4)…; 5)ПО11-управлениекачеством (всего-11).
- Приобретение и внедрение: 1)ПВ1-выбор решения; 2)ПВ2-приобретение, разработка приложений; 3)…; 4)ПВ6-управление изменением (всего-6).
- Сопровождение и поддержка: 1)СП1-обслуживание пользователей; 2)СП2-управление услугами третьих лиц; 3)…; 4)СП5-обеспечение инф.безопасности; 5)…; 6)СП13-управлениеоперациями (всего-13).
- Мониторинг: 1)М1-мониторинг процессов; 2)М2-внутренний контроль; 3)М3-независимая экспертная оценка; 4)М4-внешний аудит.
По каждому ИТ-процессу методология содержит детальное описание организации управления, рекомендации по оценке и внутреннему контролю за ИТ. Методология изложена в 4 книгах: 1)руководства по аудиту; 2)руководство для менеджмента; 3)контрольные процедуры; 4)руководство по внедрению.
Методология управления ИТ: ITIL
ITIL (инфраструктура по ИТ) — набор документов по управлению обслуживанием и сопровождением инф.cистем. Данная методология является эталонной моделью для сравнения текущей практики управления ИТ-сервисами организации с лучшей Мировой практикой. ITIL-собрание более 40 книг (т. е. включает библиотеку более, чем из 40 книг), кот разработаны Центральным телекоммуникационным агентством Великобритании. Каждая книга охватывает определенный процесс управления ИТ-сервисами и описанием его отношений с др.процессами (PRINCE, SSADAM, ITIL).
Основные преимущества ITIL:
- Предоставление клиенту более полного и качественного обслуживания.
- Уменьшение стоимости сервисов (ИТ-услуг).
- Повышение взаимосвязи между персоналом ИТ-служб и клиентами.
- Повышение производительности обслуживания и max-но полное использование накопленных знаний и опыта.
Необходимо отметить, что внедрение подобных методологий является сложной задачей и не всегда может быть осуществлено без посторонней помощи. Это связано с тем, что в процессе внедрения необходимо оценить последовательность действий и сформулировать систему приоритетов. Также часто необходим практический опыт организации подобных процессов в других организациях.
Одним из основных подходов к организации управления ИТ является документирование ИТ-процесса.
Документирование должно основываться на утвержденной в рамках всей организации иерархии документов. В международной практике часто используется иерархия документов по возрастанию степени их детализации.
Необходимыми документами для документирования ИТ — процесса являются: стратегия в области ИТ, техническая политика, ИТ-бюджет, политика информационной безопасности, методология разработки ПО, порядок проведения тендеров по выбору ИТ-решений, планы-графики работ по проектам, должностные инструкции и др.