ИМ : 2.Методологии управления информационными технологиями: Cobit, ITIL

Для чего нужны методологии управления ИТ?

В международной практике считается необходимым использовать в процессе организации управления ИТ какую-либо методологию управления, кот содержит:

  • Структуру организации управления.
  • Основные цели и задачи.
  • Функциональные блоки и подходы к организации работы по ним.
  • Количественные метрики и показатели для оценки результатов и си приоритетов в организации работы.
  • Описание правильных подходов и практических примеров.

Два источника таких методологий

  • общепринятые методологии и стандарты, кот используются большим количеством организаций;
  • собственная внутренняя методология, разработанная в крупной организации

Преимущества широко используемых методологий:

  • проверенные подходы и решения;
  • гарантированное достижение высоких результатов;
  • соответствие международным нормам и стандартам;
  • положительный маркетинговый и рыночный эффект (это повышение стоимости компании и стоимости акций). Наиболее известные методологии и стандарты в области ИТ: 1.COBIT-управление, контроль и аудит всех аспектов ИТ. 2.ITIL, ITSM-управление обслуживанием ИС.

Методология управления ИТ: COBIT

COBIT (по ней работают 57 стран, > 22000 пользователей) — методология управления и контроля, аудита ИС разработана международной ассоциацией аудита и контроля за ИС (организация ISACA). Данная методология является базовой в компаниях Palmolive и др.

Отличительные черты:

  • Основана на общепринятых принципах и правилах управления информацией и ИТ. 2.Позволяет правильно провести аудит ИС, а также организовать контроль управления над ними.
  • Охватывает все циклы операций в области ИТ.
  • Содержит примеры лучших практик организации ИТ и управления рисками.
  • Нацелена на менеджмент организации и решения задач бизнеса.
  • Является инструментом совершенствования корпоративного управления бизнес-реинжиниринга.

Согласно данной методологии все направления ИТ-менеджмента подразделяются на 4 основные блока, кот делятся на 34 ИТ-процесса:

  • Планирование и организация: 1)ПО1-разработка стратегического плана; 2)ПО2-построение инф.архитектуры; 3)ПО3 построение технологической модели; 4)…; 5)ПО11-управлениекачеством (всего-11).
  • Приобретение и внедрение: 1)ПВ1-выбор решения; 2)ПВ2-приобретение, разработка приложений; 3)…; 4)ПВ6-управление изменением (всего-6).
  • Сопровождение и поддержка: 1)СП1-обслуживание пользователей; 2)СП2-управление услугами третьих лиц; 3)…; 4)СП5-обеспечение инф.безопасности; 5)…; 6)СП13-управлениеоперациями (всего-13).
  • Мониторинг: 1)М1-мониторинг процессов; 2)М2-внутренний контроль; 3)М3-независимая экспертная оценка; 4)М4-внешний аудит.

По каждому ИТ-процессу методология содержит детальное описание организации управления, рекомендации по оценке и внутреннему контролю за ИТ. Методология изложена в 4 книгах: 1)руководства по аудиту; 2)руководство для менеджмента; 3)контрольные процедуры; 4)руководство по внедрению.

Методология управления ИТ: ITIL

ITIL (инфраструктура по ИТ) — набор документов по управлению обслуживанием и сопровождением инф.cистем. Данная методология является эталонной моделью для сравнения текущей практики управления ИТ-сервисами организации с лучшей Мировой практикой. ITIL-собрание более 40 книг (т. е. включает библиотеку более, чем из 40 книг), кот разработаны Центральным телекоммуникационным агентством Великобритании. Каждая книга охватывает определенный процесс управления ИТ-сервисами и описанием его отношений с др.процессами (PRINCE, SSADAM, ITIL).

Основные преимущества ITIL:

  • Предоставление клиенту более полного и качественного обслуживания.
  • Уменьшение стоимости сервисов (ИТ-услуг).
  • Повышение взаимосвязи между персоналом ИТ-служб и клиентами.
  • Повышение производительности обслуживания и max-но полное использование накопленных знаний и опыта.

Необходимо отметить, что внедрение подобных методологий является сложной задачей и не всегда может быть осуществлено без посторонней помощи. Это связано с тем, что в процессе внедрения необходимо оценить последовательность действий и сформулировать систему приоритетов. Также часто необходим практический опыт организации подобных процессов в других организациях.

Одним из основных подходов к организации управления ИТ является документирование ИТ-процесса.

Документирование должно основываться на утвержденной в рамках всей организации иерархии документов. В международной практике часто используется иерархия документов по возрастанию степени их детализации.

Необходимыми документами для документирования ИТ — процесса являются: стратегия в области ИТ, техническая политика, ИТ-бюджет, политика информационной безопасности, методология разработки ПО, порядок проведения тендеров по выбору ИТ-решений, планы-графики работ по проектам, должностные инструкции и др.

 

© gos2012asu

Бесплатный хостинг uCoz