ИМ : 3.Ресурсы информационных технологий. Понятие, виды, преимущества и недостатки аутсорсинга
Ресурсы ИТ
Для ресурсного обеспечения характерны 3 основные проблемы:
- Недостаток ресурсов, кот «хоронит» проекты после инвестирования 90% ресурсов;
жизненный цикл любой ИС состоит из этапов, на каждом из которых должны быть определены их результаты и предусмотрены все необходимые ресурсы. С этой т.зр. процесс «производства» ИС как продукта мало чем отличается от других производств, поэтому совершенно очевидно, что отсутствие или недостаток какого-либо ресурса задерживает или вообще делает невозможным выполнении некоторого этапа или всего процесса в целом. В результате серьезные ИТ-проекты могут не быть внедренными до конца, либо внедренными некорректно, и, как следствие, не приносят ожидаемого положительного эффекта от их использования.
Простейший пример: фирма внедряет у себя 1С: Бухгалтерию или 1С: предприятие (не говорю уже о серьезных КИС), не задумываясь о том, что понадобится квалифицированный специалист для доработки конфигурации под особенности фирмы, понадобятся курсы для своих работников, либо новые грамотные специалисты. В итоге бумажки и накладные перетаскиваются из подразделения в подразделение вручную, вручную забиваются в систему, доходит даже до того, что бухгалтер подсчитывает итоги на калькуляторе и заносит в систему. И тогда приходят к «логичному выводу»: 1С нам не подходит, и вообще система плохая. Как бы смешно это не звучало, это беда для многих и многих российских предприятий, а все из-за недостатка главнейшего ресурса — квалифицированного персонала, и осознания его необходимости. - Избыток ресурсов — дает неэффективное их использование;
Не менее остро встает и противоположная первой проблема — избыток ресурсов, в результате которого снижается эффективность их использования. В связи с этим достаточно часто возникают и должны оперативно решаться оптимизационные задачи: как наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы
- Несбалансированность ресурсов-каких-то много, каких-то мало.
На стыке первых двух проблем возникает третья — несбалансированность ресурсов, например, избыток одних и недостаток других. В качестве примера опять же можно привести недостаток квалифицированного персонала при высокотехнологичной дорогостоящей технологической базе — оборудовании, системном ПО, СУБД и т. д. Естественно об эффективном использовании последних не может быть и речи
Ресурсы — это запасы, источники чего-либо; средство, к кот обращаются при необходимости. Понятие «ресурсы ИС» охватывает работников сферы ОИ, технические и программные средства, а также бюджет сферы ОИ. Ресурсы сферы ОИ следует документировать единым образом для всего предприятия.
Основные ресурсы ИТ, кот находятся в распоряжении ИТ-менеджера:
- Люди (ИТ-персонал, сторонние специалисты, консультанты). При оценке работников сферы ОИ следует провести анализ следующих отдельных позиций: 1)число сотрудников; 2)поле деятельности для каждого из них; 3)качество руководства сферой ОИ.
- Информация.
- Технология (системное программное обеспечение, оборудование, СУБД, телекоммуникации). В отношении технических средств целесообразно проанализировать следующие важные аспекты: 1)типы; технические характеристики; мощность центральных и децентрализованных ЭВМ; 2)число, технические характеристики и емкость главных накопителей и высокопроизводительных принтеров; 3)число, «интеллектуальность» и ориентированность (приспособленность к применению) дисплеев и принтеров на рабочем месте; 4)число и характеристики остальных устройств ввода-вывод; 5)данные по техническому обслуживанию и сервису.
- Системы (все прикладное ПО).
- Инфраструктура (помещения и оснащение помещений, здания, оборудование).
- Общий ресурс-финансы (капитал или деньги). Поэтому к важным аспектам управления относится экономика ИТ. В отношении бюджета ОИ важно исследование следующих аспектов: 1)анализ общего развития расходов на ОИ раздельно для технических и программных средств, 2)расходов на техническое обслуживание, на персонал, а также прочих расходов; 3)развитие затрат на ОИ в сравнении с общими затратами; 4)планирование затрат на ОИ в будущем.
- Специфический ресурс-время (ресурс, кот считается невосполнимым), даже при неограниченных материальных ресурсах, некоторые задачи невозможно выполнить быстрее, раньше намеченного времени.
Аутсорсинг
На сегодняшний момент специалисты стараются привлекать (использовать) сторонние ресурсы-аутсорсинг. Т. к. это является важным моментом в области ресурсного обеспечения.ИТ-менеджер должен понимать, что невозможно сосредоточить все необходимые ресурсы, опыт, практику непосредственно в своей структуре. Поэтому, когда встает задача, то необходимо определить какой вид ресурсов для данной задачи является более необходимым. Иногда, например, привлечение сторонних специалистов требует меньших затрат.
Аутсорсинг — относительно новый вид услуг на российском рынке. Успешно осуществляющиеся на западе аутсорсинговые услуги сегодня находят своего потребителя и в РФ. И если совсем недавно потребителями таких услуг в нашей стране были в основном представительства иностранных компаний и совместные предприятия, теперь же к услугам аутсорсеров все чаще прибегают обычные российские фирмы. Объясняется все довольно просто: возрастающая на потребительском рынке товаров, работ или услуг конкуренция требует от субъектов предпринимательства роста эффективности производства и сокращение издержек. Во многом решить эту проблему помогает именно аутсорсинг, позволяющий отдать часть производственных процессов в «чужие руки». И хотя, многие российские организации сегодня пока только присматриваются к этому, сравнительно молодому виду услуг, малый и средний бизнес уже активно пользуется услугами аутсорсеров в плане информационных технологий, финансового и кадрового аутсорсинга.
Понятие аутсорсинга в российском законодательстве отсутствует. Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от английского «outsourcing») и дословно переводится как использование чужих ресурсов.
Смысл аутсорсинга сводится к следующему: сосредоточьте все ресурсы на том виде деятельности, который является основным для вашей организации, и передайте остальные поддерживающие или сопутствующие функции профессиональному партнеру. Иными словами для успешного ведения бизнеса вовсе не обязательно, выполнять все непрофильные функции, связанные с основным видом деятельности организации, или с управлением компанией, своим персоналом, можно возложить ведение этих процессов и на специализированную организацию.
Таким образом, под аутсорсингом понимается передача на договорной основе непрофильных функций субъекта внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.
Существуют два основных вида аутсорсинга — IT-аутсорсинг и аутсорсинг бизнес-процессов. Аутсорсинг бизнес-процессов заключается в передаче специализированной организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, например ведение бухгалтерского учета, маркетинг, реклама, логистика. IT-аутсорсинг — это передача специализированной организации полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями. Это проектирование и разработка компьютерных информационных систем, системная интеграция, разного рода обслуживание. Следует отметить, что IT-аутсорсинг наиболее используемый вид аутсорсинга во всем мире в силу высоких темпов развития компьютерных технологий.
Преимущества аутсорсинга
Передача внешним партнерам некоторых функций обладает рядом стратегических преимуществ:
- Улучшение инновационных возможностей компании за счет взаимодействия и партнерства с поставщиками мирового уровня, имеющими большой интеллектуальный потенциал и богатый инновационный опыт.
- Обеспечение большей гибкости компании в случае внезапного изменения рыночной ситуации или потребительских предпочтений: проще и дешевле найти новых поставщиков с необходимыми возможностями и ресурсами, чем перестраивать внутреннюю деятельность компании, ликвидируя одни мощности и ресурсы и создавая новые.
- Возможность сокращения штата организации.
- Нередко услуги организации-аутсорсера обходятся дешевле, чем работы своими силами. Хорошее знание своих функций, наличие типовых шаблонов, большого количества клиентов позволяет аутсорсеру снижать цены на свои услуги.
- Более качественное выполнение отдельных функций организации специализированными фирмами.
- Надежность предоставляемых услуг аутсорсером за счет сочетания специализации и опыта уменьшает риски организации.
- Получение доступа к технологиям более высокого уровня.
- При отсутствии собственных специалистов или ресурсов организация-потребитель аутсорсинга имеет возможность воспользоваться ресурсами специализированных фирм.
- Возможность передачи ответственности за выполнение конкретных функций.
- Аутсорсинг ускоряет приобретение ресурсов и навыков, позволяет сосредоточиться на тех операциях, которые эффективно выполняются силами компании, и тех, которые стратегически целесообразно сохранить под ее контролем. Кроме того, ранее задействованные ресурсы организации можно перераспределить и инвестировать в поддержку основного бизнеса.
Недостатки аутсорсинга
- Передача некоторых функций в аутсорсинг нецелесообразна для крупных организаций, поскольку она может привести к потере конфиденциальности информации, к снижению оперативности в предоставлении необходимых сведений для управления организацией. Утечка же конфиденциальной информации в свою очередь может привести к потере конкурентоспособности фирмы.
- Психологический фактор: не каждая фирма доверит внутреннюю информацию посторонней организации.
- Передача в аутсорсинг каких-либо функций может привести к утрате некоторых видов деятельности, которые в совокупности с основным видом, обеспечивали организации успех на потребительском рынке.
- Чрезмерное увлечение аутсорсингом может привести фирму — заказчика в полную зависимость от внешних исполнителей.
- Достаточно велик риск убытков из-за низкого качества услуг, ведь аутсорсинг в Российской Федерации только развивается. Кроме того, фирма-аутсорсер, как и любая другая, занятая, предпринимательством может разориться, в связи с чем, организация-заказчик вынуждена будет воспользоваться услугами нового аутсорсера, а это дополнительные моральные и материальные затраты.
- Отсутствие контроля над деятельностью организации или специалистов, которые предоставляют услуги.
- Увеличение затрат при передаче большого количества функций в аутсорсинг.
- Отсутствие проработанной российской законодательной базы по аутсорсингу.
- Учитывая эти недостатки, следует отметить, что применение схем аутсорсинга должно выполняться грамотным и опытным персоналом и руководством. В качестве аутсорсера должна выступать надежная проверенная практикой и временем компания. Никогда не следует полностью доверяться аутсорсеру и полагаться исключительно на его ресурсы.