ИМ : 7.Управление проектированием в области информационных технологий

Организация проекта является логичным продолжением проектов преобразований внутри любой организации и своей главной целью имеет практическую реализацию механизмов развития бизнеса.

Первичный анализ проекта

1-определение цели. Необходимо, чтобы каждый участник четко понимал, почему организация вкладывает в проект огромные деньги.
2-определение области проекта. Четкое ограничение рабочей области позволит существенно сократить время на обсуждение и согласование проекта.
3-более детальной его проработке и описать условия выполнения. Результатом этого этапа должны стать ответы на следующие вопросы:

  • Какой видится идеальная система? В данном ответе необходимо собрать описания идеальной системы от различных подразделений и определить набор параметров, которым она должна соответствовать.
  • Какие параметры системы критичны и их значения?
  • На каком ядре должна базироваться система?
  • Каков общий бюджет проекта и каковы максимально допустимые затраты?

Создание проектной команды

Для того чтобы решить задачи, направленные на достижение цели проекта, необходимо создать команду проекта под управлением менеджера проекта. (команда со всеми ее признаками: у всех одна цель, хотя каждый имеет свои задачи; все принимают участие в решении важных вопросов; бюрократия сокращена до абсолютного минимума; все подчинено достижению цели; любые поощрения даются всем участникам проекта и только за достижение цели; неформальным лидером команды является самый опытный в решении текущего вопроса; члены команды консультируют друг друга. Данный подход позволит консолидировать усилия и знания всех участников проекта.

Предпроектное обследование

Результатами наиболее полного предпроектного обследования должны быть следующие документы:

  • описание текущей деятельности организации и ИС. (в графическом формате с текстовыми пояснительными записками);
  • перечень документов, участвующих в документообороте, их состояние и печатные формы;
  • альбом отчетности, формируемой в организации;
  • перспективная модель организации после реструктуризации ИС, включая оптимизированную систему документооборота. Также необходимо провести полную экономическую оценку проекта;
  • подробный план перехода от текущей модели к перспективной с указанием ресурсов, сроков и исполнителей;
  • список доработок ИС, утвержденный к внедрению.

В ряде случаев можно обойтись сокращенным предпроектным обследованием: (простая смена ядра системы без расширения функционала и оптимизации документооборота, второй шаг — реализация новых требований на уже работающем новом ядре. Данный подход более стабилен и снижает угрозу работоспособности организации в целом, однако требует большего времени. Одним из важнейших результатов предпроектного обследования, независимо от выбранного сценария, должен стать план проекта.

Составление плана работ

План работ строится на основе согласованного сторонами списка задач. При составлении плана работ почти все участники проекта стремятся, чтобы их участие было как можно меньше. Исключением могут являться некоторые сотрудники отдела автоматизации, которые хотят, чтобы работа была как можно более интересной, желательно с решением «сложных» задач, объемной разработкой новых программ и покупкой оборудования. Взаимодействие с руководством Это позволит облегчить принятие требуемых решений, будет способствовать повышению статуса проекта, явится источником дополнительной мотивации и повышения ответственности участников проекта. Реализация взаимодействия происходит в след формах. Проектный комитет — орган управления проекта, который должен периодически собираться для принятия и утверждения самых важных решений по ходу проекта. Спонсорство — важный элемент проекта. Для проекта должен быть назначен спонсор (куратор), лицо из высшего руководства, который будет более активно взаимодействовать с менеджером проекта для помощи и консультирования. Периодическая отчетность, которую готовит Руководитель проекта для информирования всех заинтересованных сторон о ходе работ.

Разработка решений

Задачей разработки программного обеспечения является построение систем, отвечающих требованиям бизнеса и обеспечивающих максимум преимуществ от их использования. В то же время эти системы должны создаваться с учетом их дальнейшего сопровождения, требований к производительности и качеству. Организация, осознавая всю важность использования ИТ, ставит перед собой цель создать базу для разработки и внедрения программного обеспечения, отвечающего вышеуказанным задачам.

Основные участники процесса разработки: Заказчик. Разработчик. Контролеры (сотрудники, контролир процесс). Аналитики — специалисты в области прикладных технологий, участвующие в постановке задачи и консультировании всех сторон в ходе проекта.

Документирование всех этапов процесса разработки программного обеспечения, начиная с постановки первоначальных требований и заканчивая вводом в эксплуатацию и дальнейшим сопровождением. Документы, возникающие в процессе разработки, такие, как спецификации, планы разработки, руководство пользователя, являются неотъемлемой частью программного продукта.

Исходные коды должен быть отформатирован в едином стиле по стандарту.

Ответственность заказчика Представители заказчика обязаны принимать участие и контролировать процесс разработки на всех этапах. Должны быть назначены представители заказчика (подразделения организации или выделенные эксперты), отвечающие за разработку, — контролеры.

Оценка эффективности разработки Целью разработки новых систем и модификации существующих является повышение эффективности бизнес-процессов, поэтому помимо разработки программного обеспечения необходимо параллельно рассмотреть другие варианты мер, влияющих на эффективность организации (дополнительное обучение сотрудников, реорганизация подразделений, незначительное изменение или всеобъемлющий реинжиниринг бизнес-процессов с привлечением сторонних консультантов и т. п.).

Стадии разработки

Процесс разработки программного обеспечения должен содержать этапы инициации (организации) проекта, оценки проекта, анализа и проектирования, конструирования и внедрения системы. Этап инициации проекта должен включать подготовку заказчиком требований к новой системе, описание ее функций и структуры, оправдание ее с точки зрения бизнеса и получение одобрения со стороны руководства для того, чтобы приступить к следующим этапам разработки. Необходимо выбрать несколько вариантов реализации программного обеспечения и точно оценить стоимость каждого варианта, трудности, связанные с его осуществлением, время на осуществление, программные средства и инструменты, необходимые для проекта, исполнителей проекта, а также преимущества каждого варианта. Кроме того, требуется описать недостатки существующей системы и как они будут устранены при внедрении нового программого обеспечения. Этап анализа и прогнозирования включает в себя разработку проектной документации, в деталях описывающей работу будущей системы, ее структуру, технические и программные средства, необходимые для ее функционирования. Этот этап важен для облегчения дальнейшей работы над системой. Итогом данного этапа должны явиться одна или несколько спецификаций системы, которые готовятся разработчиком при поддержке заказчика.

На этапе конструирования формально описанные требования к системе, созданные на стадии анализа и проектирования, преобразуются в рабочую систему. Разработка включает в себя создание структуры программы, кодирование, создание структуры базы данных и тестирование на уровне модулей системы, системы в целом и интерфейсов с внешними приложениями.

На этапе внедрения, разработанная система должна быть установлена на серверы и рабочие станции, подготовлена и передана заказчику документация, проведено обучение пользователей и администраторов системы. На этой стадии система окончательно принимается заказчиком.

Тестирование систем представляет собой процесс оценки системы (или компонента системы) ручным или автоматическим способом с целью проверки соответствия указанным требованиям или выявления различий между ожидаемыми и фактическими результатами. Тестирование также подразумевает использование разработанной программы для обнаружения ошибок. Прохождение тестирования не означает, что система больше не содержит дефектов. Тестирование может выявить наличие проблем, а не доказать их отсутствие. Необходимо помнить, что тестирование предполагает, что требования к системе уже сформулированы и не модифицируются.

Внедрение систем — это комплекс специфических задач, выполнение которых позволяет добиться реальной эксплуатации решения в организации. Другими словами, это внедрение изменений. Особенности внедрения это всегда наиболее сложная составляющая работы. до тех пор, пока она не внедрена, ее ценность равна нулю. В-третьих, внедрение — это не экзамен, а нечто большее, и поэтому даже блестяще оттестированные и подготовленные системы, сдавшие все «экзамены», могут не подойти по тем или иным причинам. Думать, что заранее можно предвидеть все проблемы, недальновидно. Во время внедрения все проблемы, конфликты, которые не были решены ранее, были забыты или решены неправильно, отложены, недодуманы, скрыты, всплывают практически в один момент, требуя непомерных профессиональных знаний и личных усилий всех участников проекта.

 

© gos2012asu

Бесплатный хостинг uCoz