ИМ : 9.Основы модели совокупной стоимости владения. Особенности расчета совокупной стоимости владения в условиях России
Что понимается под ССВ? Элементы инфраструктуры в традиционной модели ССВ.
Совокупная стоимость владения является одним и основных инструментов в экономическом анализе ИТ. Само понятие совокупной стоимости владения было, правда, разработано безотносительно ИТ и применимо к любому активу — зданиям, сооружениям, оборудованию и т. д. Для ИТ важность этого понятия определяет соотношение первоначальных и эксплуатационных затрат — годовая сумма эксплуатационных затрат значительно превышает первоначальные вложения.
ССВ ИС — сумма затрат, связанных с эксплуатацией рабочих мест в системе, и затрат, связанных с использованием системы в целом.
ССВ — полностью учтенные ежегодные расходы предприятия (а не только затраты ИТ-отдела), связанные с приобретением и использованием ИТ в бизнесе.
В традиционной модели ССВ элементами ИТ-инфраструктуры являются рабочие места пользователей (затраты, связанные с использованием стандартного офисного рабочего места), распределенные ИС и совместно используемые инфраструктурные объекты.
Преимущество модели ССВ, распределение затрат в модели по категориям и их краткая расшифровка
Основное преимущество модели ССВ (по сравнению с предшествующими методиками учета): выявление и анализ скрытых затрат.
В модели ССВ затраты распределяются по двум основным категориям:
1.Прямые (бюджетируемые):
1)Капитальные затраты на приобретение оборудования и ПО — капитальные затраты и оплата лизинга серверов, клиентские ПК (настольные и мобильные), периферийные устройства и сетевые компоненты;
2)Затраты на управление информационной службой (ИнфСл);
3)Затраты на поддержку — затраты труда на техническую поддержку и обучение пользователей, закупки, командировки и контракты на техническую поддержку;
4)Затраты на разработку ИС — затраты труда и оплата внешних услуг по проектированию приложения, разработке, документированию;
5)Затраты труда работников и на услуги аутсорсинга (привлечение сторонних ресурсов) — оплата труда сотрудников, управляющих системами, сетями и устройствами хранения данных, оплата внешних услуг по поддержке и услуг по контрактам аутсорсинга (это администрирование);
6)Затраты на закупку расходных материалов;
7)Обучение персонала и сотрудников ИнфСл;
8)Услуги телекоммуникации — затраты на передачу данных между компьютерами по выделенным линиям, удаленный доступ к серверу и явные затраты на глобальную сеть.
2.Косвенные (небюджетируемые):
1)Потери от простоев пользователей — потери производительности вследствие запланированной (по графику регламентных работ) и незапланированной недоступности системы, измеренной в оплачиваемых потерях рабочего времени или иным способом;
2)Потери и затраты, связанные с решением проблем самими пользователями ИнфСл — потери производительности вследствие отвлечения пользователей на решение проблем, находящихся в компетенции ИнфСл, а также потери времени сотрудников ИнфСл в связи с исправлением последствий непрофессиональных действий пользователей;
3)Потери и затраты, связанные с решение проблем пользователей, находящихся в компетенции ИнфСл, другими пользователями — сумма потерь от простоя пользователя, а также потерь и затрат, связанных с поддержкой одного пользователя другим (те же, что и в случае самоподдержки).
Для дальнейшего рассмотрения управленческого учета затрат ИнфСл необходимо разделить затраты на
- Явные — это затраты, относимые в рассматриваемой модели управленческого учета к соответствующим объектам затрат. Воздействуя на эти объекты, руководители ИнфСл и предприятия в целом могут управлять величиной таких затрат.
- Скрытые — затраты, которые относятся к несоответствующим им объектам затрат либо учитываются единой строкой без связи с объектами затрат вообще.
Использование модели ССВ в управлении ИС и технологиями на предприятии опирается на понятие факторов, управляющих ССВ. К ним относятся:
- По общим характеристикам (профилю) предприятия: отрасль и вид бизнеса; географическое положение; размер предприятия; процентный состав пользователей по видам;
- По видам технологических платформ и объема применения каждой из них: виды и модели используемых серверов; настольных и мобильных ПК; периферийных устройств; используемого сетевого оборудования;
- По управлению информационными системами и технологиями: технология управления информационной системой; бизнес-процесс (процессы) управления информационной системой; квалификация и мотивация персонала;
- По степени сложности информационной системы: организация информационной службы (ИнфСл); уровень обслуживания и бизнес-процессы ИнфСл; технологическое обеспечение управления информационной системой (ПО и оборудование). бенчмаркинг — сопоставление ССВ предприятия с ССВ сходных предприятий данной отрасли, страны и т. д.(процедура проводится на основе показателя ССВ рабочего места); оценка достаточности мощности службы технической поддержки — сопоставления затрат на техническую поддержку и потерь от оплачиваемых простоев пользователей; сопоставление альтернативных проектов информационных систем — сопоставления ССВ рассматриваемых систем; выбор между разработкой и закупкой, обычно в отношении программного обеспечения; принятие решения о полном или частичном аутсорсинге эксплуатации ИС (модель ССВ позволяет сопоставить расценки поставщика услуг аутсорсинга с ССВ собственной информационной службы предприятия); бюджетирование ИС — позволяет на основании портфеля проектов по развитию ИС спрогнозировать эксплуатационные затраты на информационную инфраструктуру предприятия.
Особенности расчета ССВ в условиях России: отличия расчета
- менее развитая техника управленческого учета и бюджетирования
- недостаток статистических данных по ССВ российских предприятий.
Техника бюджетирования, принятая в настоящее время российскими предприятиями, часто ориентирована на учет расходов на закупки и услуги сторонних организаций. Расходы на персонал, в частности персонал ИнфСл, в таком случае учитываются единой строкой «Фонд заработной платы». В результате трудозатраты на поддержку пользователей, администрирование сетей, а также на управление ИС в бюджете не выделяются. Тем более не учитываются потери от простоя пользователей, самоподдержки и взаимоподдержки. В российских бюджетах часто не выделяются и затраты на поддержку и администрирование, что приводит к экономии затрат на закупке ПО.
Типичный пример такого рода — широкое применение «пиратского» ПО российскими предприятиями. Снижению затрат на ПО в данном случае сопутствуют: повышение затрат на техническую поддержку со стороны ИнфСл в связи с отсутствием документации и сервиса производителя; повышение затрат на простои, самоподдержку и взаимоподдержку пользователей; повышенные риски предприятия, связанные с незаконным характером использования нелегального программного обеспечения.
Аналогичный пример — предпочтение российскими предприятиями собственных разработок покупному программному обеспечению. В данном случае ошибочное решение может быть принято вследствие игнорирования затрат на управление проектом, техническую поддержку и оплаченные простои пользователей. Такое решение обычно не рассматривается как заведомо ошибочное, однако неполный учет затрат способствует принятию ошибочных решений в данной области.
Особую проблему управления ССВ для российских предприятий представляет недостаток внешних (отраслевых и народнохозяйственных) статистических данных. Без этих данных, например, во многом теряет смысл факторный анализ ССВ. Руководитель ИнфСл российского предприятия может рассчитать абсолютную величину ССВ и количественные оценки факторов, ее определяющих. Однако основной вопрос учета затрат — «много или мало» — обычно решается путем сопоставления с данными конкурентов или иных сопоставимых предприятий. И именно здесь отсутствие статистики становится принципиальной проблемой.
Понятие бюджетирования, бюджетируемых и небюджетируемых затрат, о недостатке статистических данных
Отличия структуры ССВ российских и зарубежных предприятий
- Различия бизнес-процессов российских и западных предприятий, вследствие чего повышаются затраты на внедрение и эксплуатацию западных информационных систем;
- Повышенная стоимость телекоммуникационных услуг вследствие значительных расстояний и низкого уровня телефонизации;
- Широкое использование нелегального ПО, в связи с чем снижаются затраты на приобретение ПО, но увеличиваются расходы службы поддержки, а также потери и затраты, связанные с простоем пользователей, самоподдержкой и взаимоподдержкой.
Таким образом, структура ССВ российского предприятия существенно отлична от западной. Эти различия не позволяют вполне полагаться на статистические данные предприятий других стран. В результате построение модели сложности требует сбора специфичных для России статистических данных. Тем не менее определенный прогресс в данной области присутствует. Например, компания Dell еще в 2000 году в рамках «проекта ТСО» адаптировала для российского рынка собственную методику расчета ССВ. Аналогичные шаги предприняли и другие компании, например Microsoft (данная методика пока не адаптирована для российских условий).