ИТ: 3. Понятие пользовательского интерфейса. Классификация интерфейсов. Командный интерфейс. Графический интерфейс. Речевой интерфейс. Биометрический интерфейс. Семантический (социальный) интерфейс.
Пользовательский интерфейс - это совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером. Основу такого взаимодействия составляют диалоги. Диалог- регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в реальном масштабе времени и направленный на совместное решение конкретной задачи. Каждый диалог состоит из отдельных процессов ввода / вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.
Командный интерфейс. При этой технологии в кач-ве единого способв ввода инфы служит клавиатура, вывода инфы алфавитно-числовой дисплей (монитор).
Комбинация: Клава+Монитор=Терминал (Консоль)
Такая технолог-я работала на монохромных цифров-х дисплеях, т.к. вводить можно было только буквы, цифры и зн. Препинания, тем самым особых требований не предъявлялось.
Широкое использование данного интерфейса приходится ОС UNIX и первых 8-и разрядных ПК.
Графический интерфейс. Особенностью этого вида интерф. То, что диалог с пользователем ведется не с помощью командной строки, а с помощью граф.образов, меню, окон и др.элементов.
ГИ реализован на 2-х уровнях технологий:
1. Простой ГИ (файловая оболочка Norton Comander; MultiEdiтекстовый; текст.редактор Лексикон). На 1 этапе ГИ был похож на технологию командной строки.
- Возм-ть выделения областей экрана.
- Воз-ть переопределения клавиш клавы в зависимости от контекста.
- Воз-ть использования манипулятора и «серых» клавиш для управления курсором.
- Широк. Использов-е цветных мониторов.
2. WIMP – 2 этап развития ГИ. Появилась ОС Windows 95-98.
Особенности интерфейса:
- Вся работа с прогами и доками происходит в окнах.
- Все проги, ф.доки, устройства и др. объекты представляются в виде знаков, к-е при открытии превращаются в окна.
- Широко использов. Манималяторов для указания на объекты.
Манипулятор перестает быть доп.к клаве и становится основным элементом управления.
Речевой интерфейс. SILK – интерфейс (Speech – речь, Image – образ, Language – язык, Knowlege – знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет обычный «разговор» человека и компьютера. При этом компьютер находит для себя команды, анализируя человеческую речь и находя в ней ключевые фразы. Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму. Этот вид интерфейса наиболее требователен к аппаратным ресурсам компьютера, и поэтому его применяют в основном для военных целей.
Биометрическая технология («Мимический интерфейс»). Технология возникла в конце 90-х годов XX века. Для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка и другие признаки. Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация. Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознавания образов из этого изображения выделяются команды.
Семантический (Общественный) интерфейс. Этот вид интерфейса возник в конце 70-х годов XX века, с развитием искусственного интеллекта. Включает в себя и интерфейс командной строки, и графический, и речевой, и мимический интерфейс. Основная его отличительная черта – это отсутствие команд при общении с компьютером. Запрос формируется на естественном языке, в виде связанного текста и образов. По своей сути это трудно называть интерфейсом – это уже моделирование «общения» человека с компьютером.