ИТ : 12.Сервисы Intranet, их использование в ЭИС. Электронная почта, принципы работы и основные возможности.
Постоянное развитие информационных технологий приводит к появлению разнообразных информационных ресурсов, отличающихся друг от друга формами представления и методами обработки составляющих их информационных объектов. Поэтому в настоящее время в Интернет существует достаточно большое количество сервисов, обеспечивающих работу со всем спектром ресурсов. Наиболее известными среди них являются:
- электронная почта (E-mail), обеспечивающая возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами;
- телеконференции, или группы новостей (Usenet), обеспечивающие возможность коллективного обмена сообщениями;
- сервис FTP – система файловых архивов, обеспечивающая хранение и пересылку файлов различных типов;
- сервис Telnet, предназначенный для управления удаленными компьютерами в терминальном режиме;
- World Wide Web (WWW, W3) – гипертекстовая (гипермедиа) система, предназначенная для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;
- сервис DNS, или система доменных имен, обеспечивающий возможность использования для адресации узлов сети мнемонических имен вместо числовых адресов;
- сервис IRC, предназначенный для поддержки текстового общения в реальном времени (chat);
Перечисленные выше сервисы относятся к стандартным. Это означает, что принципы построения клиентского и серверного программного обеспечения, а также протоколы взаимодействия сформулированы в виде международных стандартов. Следовательно, разработчики программного обеспечения при практической реализации обязаны выдерживать общие технические требования.
Наряду со стандартными сервисами существуют и нестандартные, представляющие собой оригинальную разработку той или иной компании. В качестве примера можно привести различные системы типа Instant Messenger (своеобразные Интернет-пейджеры – ICQ, AOl, Demos on-line и т.п.), системы Интернет-телефонии, трансляции радио и видео и т.д. Важной особенностью таких систем является отсутствие международных стандартов, что может привести к возникновению технических конфликтов с другими подобными сервисами.
Сервис Электронная почта (E-mail)
Электронная почта - служба, обеспечивающая передачу электронного письма (сообщения) за считанные секунды или минуты на любой компьютер или даже мобильный телефон, находящийся в сети, в любую точку мира, независимо от времени суток.
Электронная почта - типичный сервис отложенного чтения (off-line). Вы посылаете Ваше сообщение, как правило, в виде обычного текста (но вы можете прикрепить к письму любой электронный файл), адресат получает его на свой компьютер, и читает Ваше сообщение в удобное для него время.
Для многих компаний электронная почта это не просто почта, а основа всего процесса делопроизводства. Многие компьютерные приложения имеют встроенную поддержку электронной почты.
Электронная почта – один из самых распространенных сервисов Интернета.
Принцип работы и основные возможности электронной почты
Локальные системы электронной почты характеризуются секретностью, низкой стоимостью и высокой функциональностью. Существуют два основных вида локальных систем: централизованные системы и системы на основе локальных сетей.
Централизованные системы электронной почты строятся на основе большой машины или мини-компьютера, которые выполняют все функции системы электронной почты. Сообщения передаются между терминалами, подсоединенными к центральному компьютеру. Такие системы удобно использовать в тех случаях, когда информационная система функционирует на базе большой ЭВМ или требуется абсолютная конфиденциальность в пределах одной компании.
Системы электронной почты на основе локальных сетей используют несколько персональных компьютеров вместо одной большой ЭВМ, что обеспечивает дешевизну и быструю замену вышедших из строя машин, простоту общения, наличие разнообразного программного обеспечения. Один или несколько сетевых компьютеров используются как почтовые отделения. Они хранят почту, выполняют задачи по обслуживанию каталогов и пересылке сообщений.
Существует множество программных пакетов электронной почты. К ним относятся Microsoft Outlook Express, Microsoft Mail, Novell Group Wise и др. Программные пакеты электронной почты для локальных сетей состоят из двух частей: клиента и сервера. Программное обеспечение клиента устанавливается на рабочей станции, с ним непосредственно взаимодействует пользователь. Программное обеспечение сервера применяется на сервере сети, выполняющем функции почтового отделения. Серверное программное обеспечение обычно состоит из подсистемы хранения сообщений, рранспортной подсистемы, службы каталогов. Подсистема хранения сообщений отвечает за получение сообщений и их хранение перед ответом пользователя. Хранимые сообщения иногда содержат присоединенные файлы, которые могут иметь большие размеры. Поэтому подсистема часто ограничивает их количество и размер.
Транспортная подсистема (подсистема маршрутизации сообщений) осуществляет пересылку сообщений от одного почтового ящика к другому. Для многих систем электронной почты разработаны собственные транспортные подсистемы. Имеется несколько общепринятых стандартов на них:
- х 400 — международный стандарт, поддерживает звук, графику и мультимедиа;
- SMTP — простой протокол пересылки электронной почты, является основным в сети Интернет.
Служба каталогов располагает списком имен всех пользователей в системе и обеспечивает пересылку почты адресатам. Каталоги хранят списки сетевых имен пользователей, а также другую информацию, с помощью которой пользователей можно объединять по рабочим группам.
Отправление сообщений по электронной почте состоит из следующих процедур:
- установление связи с компьютером, сетью или системой электронной почты;
- указание адреса получателя сообщения;
- подготовка сообщения;
- отправление сообщения.
В зависимости от системы электронной почты и местонахождения получателя сообщение может быть получено немедленно, если система работает в режиме непосредственного подключения — online, или в течение некоторого периода (суток), если установлен автономный режим (режим отложенной передачи) — offline.
Получение почты состоит из следующих процедур:
- подключение к системе;
- просмотр перечня поступивших сообщений;
- выбор сообщения из перечня и его просмотр;
- удаление, сохранение, печать, переадресовка выбранного сообщения или подготовка ответа.
Сообщение в электронной почте состоит из заголовка и тела. Заголовок обычно включает:
- уникальный идентификационный номер сообщения;
- адрес отправителя сообщения;
- адрес получателя сообщения (получателей может быть несколько);
- тему сообщения;
- время и дату отправления сообщения.
В заголовок может вставляться информация о маршруте — узлах сети, через которые будет передано сообщение.
Тело представляет собой содержательную часть сообщения. Иногда в конец сообщений автоматически добавляется некоторая информация (сигнатура), например адрec или электронная подпись, удостоверяющая отправителя. Сообщению могут быть заданы некоторые характеристики: время жизни — период хранения в личном почтовом ящике; приоритет — почта высокого приоритета посылается в первую очередь; конфиденциальность — назначение грифа секретности; посылка сообщений в определенное время; уведомление о прочтений. Системы электронной почты предоставляют пользователям следующие основные возможности:
- Оповещение о прибытии почты.
- Наличие встроенного текстового редактора.
- Наличие нескольких вариантов адресации сообщений.
- Присоединение файлов — посылка файла вместе с сообщением.
- Чтение почты.
- Обработка сообщений.
- Хранение сообщений. Многие системы позволяют распределить сообщения по папкам в соответствии с их тематикой. Системы электронной почты с расширенными возможностями позволяют хранить связанные сообщения — последовательность сообщений запоминается в формате, имитирующем диалог.
- Наличие списков рассылки — хранение наборов имен, объединенных под одним заголовком и рассматриваемых как один адрес электронной почты.
- Наличие форм — средств отображения структурированной информации.
- Распределение полномочий — разрешение или запрещение доступа к личному почтовому ящику.
- Обеспечение безопасности — введение пароля, шифрование информации.
Возможности электронной почты могут быть использованы в Интернете. При этом используется система адресов, базирующаяся на доменном адресе компьютера, подключенного к Интернету. Адрес состоит из двух частей: идентификатора пользователя и доменного адреса компьютера.