ИТ: 17. Гипертекстовая технология.

Термин гипертекст был введен в обращение Тедом Нельсоном (Ted Nelson) в 1965 г. для описания документов (например, представляемых компьютером), которые выражают нелинейную структуру идей, в противоположность линейной структуре традиционных книг, фильмов и речи.

Гипертекстовые технологииГипертекст (нелинейный текст) — это организация текстовой информации, при которой те кст пр едставляет собой множество фрагментов с явно указанными ассоциативными связями между этими фрагментами.

Основная идея гипертекстовых технологий состоит в том, что поиск документальной информации происходит с учетом множества взаимосвязей, имеющихся между документами, а значит, более эффективно, чем при традиционных методах поиска.

Формально гипертекст можно представить в виде сети или графа, где узлами являются фрагменты текста, а дуги отображают отношения, связывающие эти фрагменты. Доступ к информации осуществляется не путем последовательного просмотра текста, как в обычных информационно-поисковых системах, а путем движения от одного фрагмента к другому.

В самом общем виде взаимодействие пользователя с гипертекстовой системой заключается в следующем. Пользователь читает на экране компьютера некоторый текст и имеет возможность выполнять ряд определенных в системе действий в зависимости от того, какие у него возникают ассоциации от чтения текста на экране.

Считают, что первым идею гипертекста, не используя самого термина гипертекст, выдвинул в 1945 г. Венневер Буш, советник президента Рузвельта по науке. Им был предложен проект технической системы нового типа (или лучше сказать — технической среды), названный им Metex. Основное преимущество этой системы состояло в возможности соединения и совместного просмотра отдельно существующих, но ассоциативно связанных единиц информации (статей, текстовых документов, фотографий, чертежей). Система Metex представлялась в виде своеобразной библиотеки с простым доступом к любому документу и возможностью переходить от любого документа к смежным, связанным с ним по смыслу. Пользователь должен был иметь возможность самостоятельно устанавливать нужные ему связи между документами, вводить собственные документы, связывать их с существующим содержимым библиотеки. Таким образом, основная идея предложенного проекта состояла в возможности фиксации смысловых связей между элементами информации и доступа к этой информации по системе,с вязей. Принципы системы Metex полностью соответствуют современным представлениям о сути гипертекста.

Первая компьютерная система, реализующая идею гипертекста, была создана в 1968 г. Она носила чисто научно-исследовательский характер и обеспечивала возможность пользователям, в соответствии со своими представлениями, формулировать, наращивать систему связей между элементами информации и просматривать информацию как систему связей.

В 1987 г. фирма Apple выпустила первую гипертекстовую систему для персональных машин — пакет HyperCard для компьютеров Macintosh. С этого времени гипертекстовая технология приобретает массовый коммерческий характер.

Гипертекст можно рассматривать как своеобразную базу данных, которая организуется в виде открытой, свободно наращиваемой и изменяемой сети, узлы которой (линейные тексты) соединяются самим пользователем. От обычной базы данных гипертекст отличается прежде всего тем, что в нем отсутствуют априорно заданные ограничения на характер связей (как, например, в иерархических структурах).

 

Элементы гипертекста (текстовые фрагменты) называются узлами. Узлы, между которыми возможен переход, считаются смежными, а сама возможность перехода называется связь. Совокупность смежных узлов образует окрестность данного узла.

Последовательно соединенные связями узлы образует цепь. Расстояние между узлами, что соответствует близости или неблизости их содержания, равно минимальному количеству промежуточных узлов.

В общем случае в качестве узла могут выступать: слово; словосочетание; предложение; абзац; параграф; документ; собрание документов, относящихся к одной теме; отдельные сообщения и т. п.

Создание гипертекста состоит, прежде всего, в формировании системы переходов от узла к узлу (системы ссылок). В зависимости от типа гипертекстовой системы такая система может задаваться как разработчиками, так и пользователем в процессе работы с гипертекстом.

Движение в гипертекстовой сети, совершаемое в процессе чтения гипертекста, называется навигацией.

Если гиперсеть имеет сложную, разветвленную структуру, возникает проблема ориентации пользователя, т. е. определения в каком месте сети в данный момент он находится. Проблема ориентации присутствует и при работе с традиционным линейным текстом большого объема, но в этом случае пользователь имеет только два направления поиска — выше или ниже. Гипертекст предлагает больше возможностей в выборе направлений движения, поэтому в этом смысле работать с гипертекстом сложнее. Многие гипертекстовые системы облегчают проблему ориентации в гипертексте, предоставляя наглядное изображение структуры связей.

В некоторых современных гипертекстовых системах существует возможность запоминания направлений поиска пользователя в процессе навигации. Примером использования такого подхода могут служить системы, базирующиеся на технологии CBR (Case Based Reasoning — вывод, основанный на прецедентах).

Гипертекстовая технология реализуется в конкретной гипертекстовой системе, которая состоит из двух частей: гипертекста (базы данных) и гипертекстовой оболочки.

Гипертекстовая оболочка осуществляет следующие основные функции:

  1. поддержка ссылочных связей;
  2. создание, редактирование и наращивание гипертекста;
  3. прямой доступ;поддержка ссылочных связей;
  4. просмотр (browsing — браузинг);
  5. выделение виртуальных структур.

Поддержка ссылочных связей позволяет поддерживать ранее зафиксированные связи между узлами сети.

Функция создания, редактирования и наращивания гипертекста принципиально отличает технологию гипертекста от технологии баз данных, в которых концептуальная схема данных заранее задана. Она позволяет вводить новые узлы, редактировать содержание узлов, устанавливать связи между узлами.

Прямой доступ позволяет осуществлять прямой доступ к узлам сети по их именам.

Просмотр (браузинг) — операция, характерная только для гипертекста. Означает поиск информации посредством просмотра гипертекстовой сети, при этом возможно запоминание пути следования, с тем, чтобы при последующем аналогичном запросе поиск происходил по зафиксированному пути следования.

Реальные гипертекстовые системы в зависимости от специализации могут обладать различным набором вышеперечисленных функций.

Гипертекстовые технологии широко используются в различных прикладных системах:

  1. в настольных издательских системах — для создания документов большого объема со свойствами гипертекста (т. е. с системой ссылок);
  2. в системах управления документами (СУД) — например, для сведения в один итоговый документ информации, содержащейся в разнородных документах;
  3. в системах подготовки электронных документов, позволяющих составлять гипертекстовые документы с возможностью осуществления навигации.

Наиболее известным инструментом создания гипертекста остается система HyperCard, входящая в набор базовых программных сре дств дл я машины Макинтош.

Одним из перспективных направлений развития гипертекстовых систем является технология гипермедиа — соединение технологии гипертекста и технологии мультимедиа (интеграция текста, графики, звука, видео). Для разработки гипермедийных приложений фирма Apple разработала среду программирования АМТ (Apple Media Tool), в которой основным объектом разработки является не карта, как в HyperCard, а экран. С помощью этих средств создаются различные электронные издания — справочники, энциклопедии; разрабатываются обучающие программы.

 

© gos2012asu

Бесплатный хостинг uCoz