6.Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти, которые не входят в состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и использования в соответствии с целевым назначением.
Причиной создания внебюджетных фондов явилось наличие бюджетного дефицита, а также проблемы нецелевого использования бюджетных средств.
В настоящее время в РФ действуют лишь государственные фонды социального назначения.
- Пенсионный фонд
- Фонд социального страхования
- Фонд обязательного медицинского страхования.
Бюджетным кодексом РФ определена 2-хуровневая система государственных внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей:
- они образуются и исполняются органами власти и управления и имеют строго целевое назначение.
- средства фондов используются на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.
- формируются внебюджетные фонды за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц.
- ДС фондов находятся в государственной собственности и изъятию не подлежат.
- расходование средств этих фондов осуществляется по решению правительственных или специально уполномоченных органов.
Государственные социальные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, в случае нетрудоспособности, а также на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Выполняют 2 функции:
1) распределительная – перераспределение НД в пользу определённых слоёв населения
2) контрольная – сигнализация обществу о возникающих отклонениях в социальном процессе.
Источники внебюджетных фондов:
1) обязательные страховые взносы
2) добровольные взносы физических и юридических лиц
3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами.
4) ассигнования из бюджета
5) межбюджетные трансферты (дотации, субсидии)
6) другие доходы, предусмотренные законом (займы, кредиты, и т.д.)
отношение в государственных социальных внебюджетных фондах строится по принципу страховых, и эти страховые взносы отличаются от налоговых тем, что возвращаются застрахованному лицу при наступлении страхового случая.
Страховые взносы с работодателей – 30%. 22% в пенсионный фонд, 2,9% - социальное страхование, 5,1% фонд обязательного медицинского страхования.
Напоминаю, что с 1 января 2012 года отменяется начисление и уплата взносов в территориальный ФОМС. Начислять и уплачивать все медицинские взносы нужно будет в ФФОМС (ст. 12 Федерального закона от 29.11.2010 № 313-ФЗ, вступающая в силу с 01.01.2012).