Э3. Предложение и доход фирмы, общий средний и предельный доход, принципы ценообразования в рыночной экономике.

Предложение – это желание производителя продать свой товар, величина предложения – это количество товара, которое готов продать производитель по определенной цене, а эта готовность зависит от издержек производителя. Кривая предложения показывает минимально возможные цены, по которым производитель готов продать каждую следующую единицу товара, а минимум цены зависит от издержек на производство данной единицы товара, т.е. предельных издержек.

Категория «доход» достаточно распространена как на макро-, так и на микроэкономическом уровне, и ее содержание не является однозначным. На уровне фирмы она означает общую выручку предприятия от всех видов хозяйственной деятельности и хозяйственных операций до уплаты налоговых платежей, которые входят в цену продукции, акцизных, таможенных сборов. Основой совокупного дохода производственных предприятий является совокупный доход от реализации продукции.

Валовой (общий) доход фирмы – это выручка от продажи. Он определяется как произведение цены реализованной продукции на количество проданной продукции (на конкурентном рынке).

Средний доход (AR) фирмы - доход, приходящийся на одну единицу продукции. На конкурентном рынке средний доход равен цене единицы продукции.

Предельный доход  - это прирост валового дохода на единицу прироста объема продаваемой продукции (объема выпуска). Он отражает возможную окупаемость каждой фирмы в сочетании с показателем предельных издержек и является стоимостным ориентиром для расширения масштабов фирмы.

На механизм ценообразования влияют:

 

·   количество субъектов рынка (продавцов и покупателей): чем их больше, тем в меньшей степени изменяется цена;

•   независимость субъектов рынка: чем их меньше, тем больше возможностей как у продавцов, так и у покупателей влиять на уровень цены, и наоборот;

•   степень индивидуализации продукции (работ, услуг): чем разнообразнее их ассортимент, тем больше вероятность того, что отдельные их виды смогут выдержать общее напряженное состояние рынка;

•   внешние ограничения: на уровень цен на рынке влияют такие факторы, как спрос, предложение, государственное регулирование цен и др.

Процесс выработки промышленной стратегии в области установления цен на продукцию состоит из ряда последовательных этапов: установление целей ценообразования; оценка спроса; изучение цен на продукты конкурентов; выбор метода ценообразования; учет факторов, влияющих на установление цены; окончательное установление цены.

Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.

Важнейшими принципами ценообразования являются:

- научность обоснования цен;

- целевая направленность цен;

- непрерывность процесса ценообразования;

- единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения.

Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.

Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.

Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда – чугун – сталь – прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых.

С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.

 

 

 

© gos2012asu

Бесплатный хостинг uCoz