Э6. Модель чистой монополии, поведение фирмы в условиях чистой монополии, естественные монополии в экономике России, антимонопольное регулирование.
Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов.
В узком смысле, монополия – это фирма – единственный поставщик уникального продукта.
Рассмотрим характерные черты чистой монополии:
- понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
- покупатели не имеют возможности выбора;
- чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
- кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
- чистая монополия закрыта от входа в отрасль других фирм, т.е. ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
Входные барьеры служат для поддержания монопольной власти, для сохранения её в долгосрочном периоде. Но их можно рассматривать и как причины возникновения монополии. Существует 2 вида входных барьеров:
естественные, которые возникли по экономическим причинам;
искусственные, которые создаются институциональным путем.
Основные виды естественных барьеров:
- экономия от масштабов производства. Этот барьер означает преимущество в издержках производства у очень крупных фирм, что дает при необходимости возможность понижать цену до уровня, который и будет барьером для входа в отрасль других фирм с более высокими средними издержками. Таким образом возникает естественная монополия. Естественная монополия – это фирма, способная обеспечить рыночный спрос на какой-либо товар с минимальными средними издержками в долговременном периоде.
- размер рынка. Иногда условия спроса таковы, что позволяют удержаться в отрасли лишь одной фирме. Например, ресторан в небольшом населенном пункте.
- контроль над ключевыми ресурсами производства на основе владения или пользования. Например, одна скважина, в которой добывается нефть. Уникальные способности или знания также могут создавать монополию.
Искусственные барьеры :
- патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции на определенное время. Смысл патента или авторских прав – стимулирование творческой активности.
- лицензии правительства на право заниматься каким-либо видом деятельности.
- нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов (угроза, шантаж и т.д.). Сегодня жесткие меры монополии запрещены.
Фирма в условиях чистой монополии. В этом случае цена не является заданной величиной. Производитель, сталкивающийся с совокупным рыночным спросом, осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньшей будет возможная цена реализации. Кривая спроса (и средней выручки) для монополиста имеет отрицательный наклон (рис. 6).
|
Рис. 6. Кривые спроса и предельной выручки в условиях чистой монополии. |
В этом случае предельная выручка будет все время ниже средней. В условиях монополии кривые средней и предельной выручки не совпадают.
Главная причина образования прибыли - возможность монопольного производителя ограничить выпуск по сравнению с выпуском в условиях совершенной конкуренции и, следовательно, реализовать товар по более высокой цене.
Таким образом, из изложенного выше следует:
1) фирма, максимизирующая прибыль в условиях совершенной конкуренции, может контролировать лишь один параметр - объем выпуска продукции (фирма учитывает вид своей функции затрат и величину заданной рынком цены);
2) фирма, максимизирующая прибыль в условиях чистой монополии, определяет одновременно значения двух параметров - объема выпуска и цены (фирма учитывает вид своей функции затрат и кривой спроса с отрицательным наклоном).
Вывод состоит в том, что фирма монополист производит меньше продукции и продает ее по более высокой цене.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
К отраслям, в которых действуют естественные монополии можно отнести большинство предприятий, так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание, предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.
Естественные монополии в России: Электроэнергетика, Газовая промышленность, Железнодорожный транспорт.
Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство. Это законодательство включает в себя пакет законов, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами и предприятиями.
Государство, осуществляя антимонопольную политику, как правило, использует следующие меры:
- возводит барьеры на пути слияния компаний, если в результате этого слияния образуется фирмы – гиганты, которые единолично будут господствовать на определенном сегменте рынка;
- вводит запрет картельных соглашений, то есть осуществляет запрет сговора по ценам и по квотам в общем объеме продаж на определенном сегменте рынка;
- осуществляет поддержку мелкого и среднего бизнеса;
- использует упрощенную процедуру лицензирования компаний;
- способствует созданию свободных экономических зон для привлечения иностранных инвесторов и расширения деятельности иностранных компаний на данном национальном рынке, преодолевая монополизм национальных компаний.
Среди комплекса мер антимонопольной политики следует отметить и такие: упрощение процедуры создания и предоставления льгот мелким и средним предприятиям, стимулирование процессов диверсификации производства; налоговые льготы для производителей, впервые выходящих на высокомонополизированные внутренние и внешние рынки; применение санкций за злоупотребление монопольным положением. Особое внимание уделяется применению традиционных в мировой практике методов государственного регулирования, в частности, цен и тарифов на товары и услуги, а также ресурсы естественных монополий. Одним словом, антимонопольная политика государства должна включать в себя меры по разрушению препятствий, воздвигаемых монополистическими структурами на пути экономического развития, а также меры по созданию экономического пространства, где должен функционировать эффективный конкурентный рынок.